ОДС РТ
На сегодняшний день команда «ОДС РТ» является единственным формированием в Республике, имеющим в составе обученных ⁠спасателей нефтяной и газовой промышленности.
Что такое аварийно-спасательное формирование?
Аварийно-спасательное формирование (АСФ) – это служба постоянной готовности, созданная для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации во всех сферах человеческой деятельности. АСФ подразделяются на нештатные (НАСФ) и профессиональные (ПАСФ).

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

  • по подчиненности: на территориальные формирования и формирования организаций;
  • по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: на посты, группы, звенья, команды;
  • по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.
ПАСФ – это не только подразделения аттестованных спасателей, но также специальное оборудование, техника, снаряжение и необходимые материалы и реагенты. ПАСФ разделяются на формирования общего или специального назначения, а также, в зависимости от уровня подготовки, они могут быть общей, постоянной или повышенной готовности.

ПАСФ могут быть общего и специального назначения, а также разделяются в зависимости от степени готовности: общей, постоянной и повышенной.
Какие услуги оказывают ПАСФ?
ПАСФ – это особые службы постоянной готовности, которые нужны для оперативного реагирования на возникшие чрезвычайные ситуации в сфере экологической безопасности.

В первую очередь они действуют в регионах с разветвленными промышленной и транспортной системами, несущими потенциальную опасность для окружающей среды, и в прибрежных районах, требующих защиты от разливов нефти и нефтепродуктов.

Основу ПАСФ составляют подразделения спасателей, соответствующим образом аттестованные, снабженные специальным оборудованием, техникой, снаряжением, материалами и необходимыми инструментами.

Главные задачи ПАСФ – оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации: быстрое прибытие на место аварии, ее локализация и удаление загрязняющих веществ. Все эти работы должны быть выполнены в максимально короткие сроки.

После локализации аварии часто требуется реализация проектов по реабилитации загрязнённых территорий. И хотя это не экстренные работы, они входят в обязанности ПАСФ, и требуют наличия специальных знаний, техники и оборудования. ПАСФ должны иметь типовой план действий на случай возникновения таких ситуаций, который дорабатывается для каждого конкретного случая. Для этого требуется большой опыт работы в данной сфере и привлечение квалифицированных специалистов.
По каким критериям лучше выбирать ПАСФ?
Выбирая профессиональное аварийно-спасательное формирование для заключения контракта на обслуживание ОПО, прежде всего необходимо убедиться в том, что оно имеет все государственные лицензии и свидетельства, необходимые для выполнения соответствующих видов деятельности. По каждому из видов аварийно-спасательных работ ПАСФ проходит аттестацию отдельно.

Не менее важно, чтобы формирование было укомплектовано согласно Табелю минимального технического оснащения, размещенному на сайте МЧС России. Перечень указанного в документе оборудования и технических средств является необходимым минимумом – базой, необходимой для реагирования на чрезвычайные ситуации, и не является достаточным для локализации крупных ЧС, связанных с ЛАРН и проч., однако наличие собственного оборудования у ПАСФ нужно проверить в первую очередь!

Самое важное в работе спасателей – опыт и практика, без которых очень сложно оперативно и качественно устранить чрезвычайную ситуацию. Поэтому при выборе ПАСФ важно убедиться, что его спасатели прошли соответствующую подготовку в виде учений и тренировок, а также регулярно участвуют в этих и других мероприятиях для повышения квалификации. Вместе с лицензиями, свидетельствами и Табелем минимального технического оснащения запросите список учений, в которых участвовало ПАСФ за последний год. Также нужно попросить ПАСФ провести показательные учения по конкретному виду аварийно-спасательных работ (например, по ЛАРН) на их базе.

Однако, как бы ни активно спасатели ПАСФ участвовали в учениях, ничто не заменит реального опыта работы на ликвидации последствий ЧС, поэтому при прочих равных стоит отдавать предпочтения ПАСФ, обладающим реальным практическим опытом работы на авариях.

И, наконец, нужно иметь в виду, что большую роль в ликвидации чрезвычайных ситуаций играет расстояние. Когда случается авария, на счету каждая минута и каждый час – ведь чем быстрее на место ЧС прибудут спасатели, тем меньший вред будет нанесен не только объекту, но и людям, находящимся на нем, и окружающей среде. Поэтому лучше всего выбирать ПАСФ с развитой сетью филиалов, широкими транспортными связями и возможностью максимально оперативного реагирования.
Что обычно входит в обязанности ПАСФ, с которым заключен договор на обслуживание?
Профессиональное аварийно-спасательное формирование в рамках договора на обслуживание опасного производственного объекта (ОПО) выполняет следующие функции:

  • поддерживает в постоянной готовности силы и средства реагирования на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • гарантирует оперативное реагирование на все виды чрезвычайных ситуаций на территории обслуживаемого ОПО;
  • осуществляет локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на территории ОПО в соответствии с утверждённым в Договоре перечнем аварийно-спасательных работ;
  • своевременно предоставляет руководству объекта информацию о проделанных при ликвидации последствий ЧС работах в зоне ответственности, предусмотренной договором;
  • осуществляет круглосуточное дежурство и находится в постоянной готовности к быстрому реагированию и выполнению работ по предупреждению и своевременной ликвидации последствий ЧС;
  • принимает участие в разработке и проведении учений и тренировок на ОПО с участием спасателей ПАСФ и сотрудников предприятия, работающих на обслуживаемом объекте.
Остальные пункты могут меняться в зависимости от пожеланий сторон.


Какие нормативно-правовые документы формируют законодательную базу системы аварийно-спасательного обеспечения в РФ?
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

Этот нормативно-правовой документ формирует законодательную базу, на которой выстроена система аварийно-спасательного обеспечения в Российской Федерации. Он включает основные понятия и определения в области создания и функционирования АСС и АСФ. Кроме того, ФЗ-151:

  • определяет порядок создания АСС/АСФ на территории РФ;
  • устанавливает порядок регистрации, аттестаци и деятельности АСС/АСФ на территории РФ;
  • устанавливает порядок аттестации, трудоустройства и социальной защиты лиц, имеющих статус спасателей;
  • определяет права, обязанности спасателей, социальные гарантии;
  • устанавливает обязательное страхование спасателей при несчастных случаях или смерти при исполнении служебных обязанностей.
Согласно пп. 1 и 2 статьи 1 ФЗ-151:

  • аварийно-спасательная служба (АСС) — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объедененных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;
  • аварийно-спасательные формирования (АСФ) — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Согласно ФЗ-151 к аварийно-спасательным работам относятся:

  • поисково-спасательные;
  • горноспасательные;
  • газоспасательные;
  • противофонтанные работы;
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних морских водах и территориальном море РФ (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 г. №1189);
  • работы по ликвидации последствий радиационных аварий (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. №867).

Какими нормативно-правовыми актами регламентируется порядок аттестации спасателей и профессиональных аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ?
Порядок аттестации спасателей и профессиональных аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1995 г №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. №1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
  • Приказ МЧС России от 20 февраля 2013 г. №102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб. Аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей».
  • Приказ МЧС России от 12 марта 2018 г. № 99 "Об утверждении порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований".
  • Приказ МЧС России от 12.03.2018 № 100 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований".

Какие разрешительные документы имеются у «ОДС РТ» для ведения аварийно-спасательных работ и каков срок их действия?
Профессиональные аварийно-спасательные формирования «ОДС РТ» имеют действующие Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, поисково-спасательных и газоспасательных выданные отраслевыми аттестационными комиссиями по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей Минэнерго России.
Срок действия Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ — 3 года. До окончания срока действия Свидетельства эксперты отраслевых аттестационных комиссий проводят оценку состояния и уровня готовности профессиональных аварийно-спасательных формирований к проведению заявленных видов аварийно-спасательных работ на опасных производственных объектах заказчика. Затем проводится процедура аттестации спасателей и формирований.


Наши партнеры
Контактные данные:
+7 843 210 11 15
ODS_RT116@mail.ru
420138, г. Казань, ул. Гарифьянова, д. 44 (4 этаж);
Call Close
Оставьте, пожалуйста, свой номер телефона, и мы Вам перезвоним!